• А
  • А
  • А

Министр культуры Татьяна Гаранина обсудила с участниками рабочей группы по созданию исторического квартала на Набережной возможность восстановления Дома В.А. Акимова

24.07.19

Министр культуры Татьяна Гаранина обсудила с участниками рабочей группы по созданию исторического квартала  на Набережной  возможность восстановления Дома В.А. Акимова

 

  Министр культуры   Татьяна Гаранина встретилась с блогерами, общественниками и экспертами, которые  высказали свои   предложения по празднованию в Саратовской области 350-летия со дня рождения Петра I и увековечивания памяти императора в связи с 300-летием его посещения г. Саратова.

 Одной из  важных обсуждаемых тем стало воссоздание утраченного исторического памятника - Дома В.А. Акимова, который находился на пересечении улиц Московской и Лермонтова.  С таким предложением к губернатору обратился блогер-краевед, эксперт Фонда "Мастерская евразийских идей" Владимир Лешуков во время встречи  В.В. Радаева с саратовскими краеведами и историками на Набережной Космонавтов 5 июня.

Активное обсуждение идеи продолжилось на совещании с министром культуры области в рамках рабочей группы.  Участники  заседаний выступили с поддержкой данного предложения. За восстановление Дома Акимова высказались краевед, культуролог, директор Фонда восстановления Дома Гектора Баракки Игорь Сорокин; историк, археолог, член Общественной палаты РФ, директор Исторического парка "Россия - моя история" Дмитрий Кубанкин; начальник Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Владимир Мухин; лидер движения "НАШИ ЛЮДИ", эксперт Общественного совета при Саратовской областной Думе Ольга Бурутина.

 Также за Дом Акимова высказался историк, депутат Облдумы Алексей Наумов, предложивший разместить в восстановленном памятнике фондохранилище Краеведческого музея, которому просто катастрофически не хватает площадей.

"Считаю, что там может быть и фондохранилище, и, частично, экспозиционные залы, где логично показать находки, которые сделают археологи во время исследования данной территории, находящейся вблизи "сердца" Третьей саратовской крепости", - отметил блогер Владимир Лешуков - "В любом случае, вся обсуждаемая территория входит в зоны охраны Ансамбля Музейной площади - там по закону запрещено любое капитальное строительство кроме воссоздания разрушенного ОКН. Полагаю необходимым прописать в техническом задании к будущим архитектурным проектам решения данной площади наряду с мемориалом в память о посещении Саратова Петром I воссоздание Дома Акимова".

 

"Раз уж государство не сняло с себя обязательства по охране дома, то важно сейчас Дом Акимова вернуть", - заявил краевед Игорь Сорокин - "Чудесные случаи возвращения мир знает. После Второй Мировой целые города возрождались из пепла - Варшава, Дрезден, Гамбург! Да и в России есть умопомрачительные примеры - скажем, Петергоф. Безусловно, Дом Акимова - не Петергофский дворец, но для Саратова в плане истории он крайне важен. Городу необходим как воздух положительный опыт возвращения к жизни порушенных градообразующих элементов старого Саратова".

Татьяна Гаранина отметила, что 

 самые интересные предложения будут вынесены на обсуждение экспертов и горожан.

Дом В.А. Акимова 1803 года постройки - объект культурного наследия регионального значения. Принадлежал саратовскому брандмейстеру В.А. Акимову - участнику Русско-турецкой и Отечественной войны 1812 года. На первом этаже этого дома когда-то открылась первая в Саратове аптека немца Линдегрена. А Николай Гаврилович Чернышевский, неоднократно посещавший данное здание, именно в нем 26 января 1853 года познакомился со своей будущей женой - Ольгой Сократовной Васильевой. Нарушив федеральное законодательство, Дом Акимова снесли в 1997 году, однако здание так и осталось в федеральном реестре объектов культурного наследия.

В 1997 году уничтожение данного исторического памятника осудили многие саратовцы. А Кафедра "Архитектуры" СГТУ даже выступила с открытой статьей, где, в частности, писалось следующее: "Город потерял гораздо больше, чем одну из рядовых построек I половины XIX века. Снос здания исказил первоначальные условия восприятия древнейшей городской площади. Площадь, сформировавшаяся в плотной городской застройке, воспринималась в контрасте с узкими улицами, а Троицкий собор открывался взору не издалека, а в местах "впадения" улиц в пространство площади в активных и всякий раз новых ракурсах... Угловой дом держал красную линию застройки, не позволяя слиться двум полярно противоположным по содержанию, масштабу и стилистике площадям; исторической, культовой и современной - вокзальной. Он не позволял встать в открытую конфронтацию Троицкому и гостинице "Словакия".-

наверх